Почему не надо принимать новый Гражданский Кодекс РФ
Соколов Д. В.,
кандидат юридических наук
Недостатки Кодекса.
Законы бывают разные, но обязательный их критерий необходимость восполнить пробелы в праве, эффективно регулировать общественные отношения. Развитие современной российской экономики естественно требует реагирования на это и права. Но согласно действующей Конституции РФ эта экономика не должна быть монополистическая, неконкурентноспособная, социально несправедливая. И право должно стоять на страже любых попыток изменить содержания Конституции РФ.
Представленный в 2011 году на обсуждение в Липецком представительстве Торгово-промышленной палаты РФ с участием представителей общественности законопроект части первой Гражданского кодекса РФ не может быть принят в силу ряда причин. Среди прочих негативных сторон представленного на обсуждение законопроекта можно выделить несколько положений.
Причины негодности нового Кодекса.
- Возложение функций регистрации юридических лиц на органы юстиции и изъятие их от налоговых органов при декларированном принципе «единого окна» нецелесообразно, с точки зрении кадровой политики государственной службы, интересов участников налоговых правоотношений, ломки системы взаимодействия существующих органов и структур – внебюджетных фондов, налоговых, статистики.
- Некоторые положения закона невыполнимы. Например, п.4 ст. 51 ГК РФ не говорит о том, как именно орган юстиции обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей гос. регистрации изменений устава и внесении сведений в ЕГРЮЛ. Это дополнительная неоправданная техническая по свойству работа, возлагаемая на государственных служащих, при условии, что в последующем любая ошибка, допущенная на этом этапе может стать основанием для оспаривания действий органов юстиции, в условиях прогрессии количества роста корпоративных споров.
- Возникает ситуация, когда поневоле регистрирующий орган будет включен, рассматривая возражения иных лиц на данную регистрацию в силу своих распорядительных полномочий, в орбиту споров, обвинений в заинтересованности сторонами спора и широкого поля для усмотрения должностными лицами возможности применения своих полномочий при решении вопроса о внесении либо не внесении сведений в ЕГРЮЛ.
- Основания для отказа в регистрации значительно широки – их восемь, при том, что многие из них довольно неопределенны, а седьмой пункт - отсылочный к закону о гос. регистрации. В первой редакции данного закона 2001г. было всего два основания для отказа в регистрации (неверно указанный регистрирующий орган и неполный комплект документов, представленный на регистрацию). Это создает широкое поле для коррупции.
- Размеры уставного капитала в 500 тыс. рублей для Обществ с ограниченной ответственностью и 5 млн. акционерных (публичных) обществ не позволяют создавать общества малому бизнесу. Уже существующие не способны будут пройти гос. регистрацию в силу материальных причин. В конечном счете, это приведет к монополизации рынков, устранению конкуренции, лоббировании интересов оценщиков, получающих клиентов из числа как вновь образованных, так и организаций вынужденных приводить свои уставные документы в соответствие с законом и увеличивающие размер уставного капитала, структур, осуществляющих посреднические и консалтинговые услуги в сфере регистрации и банков, на счета которых будут попадать денежные средства в оплату уставного капитала.
- Внесение 3\4 уставного капитала в течение первого года работы, в соответствии с п. 66.2, означает, по сути, лишить возможности обществ на развитие: закупку основных средств, трат на рекламу, создание рабочих мест, уплаты налогов, под страхом прекращения деятельности.
- Борьба с фирмами-однодневками (как одно из оснований разработки проекта закона) таким способом приведет к тому, что на этом «поле» будут играть крупные серьезные игроки, которые будут диктовать свои «теневые услуги» и условия лицам, пользующиеся ими на более завышенной планке процентов обналичивания. Результатом станет то, что в сфере строительства, торговли это ляжет тяжким бременем на конечного потребителя, включением в цену товара или услуги дополнительно криминально-коррупционной надбавки в силу возникших для таких субъектов рисков. Невозможность осуществления предпринимательской деятельности для многих участников правоотношений в таких условиях приведет к криминогенности - росту неуплаты налогов, незаконному предпринимательству, сокращению рабочих мест и теневизации рынка труда.
Противоречия Кодекса Конституции РФ.
В целом, проект закона отражает декларативность правовых норм, большое поле для административного усмотрения и применения прав регистрирующими органами в сфере государственной регистрации. Сокращение организационно-правовых форм существенно снижает возможность институтам гражданского общества реализовывать свои цели и инициативы посредством объединения в различные правовые формы, рамки которых ограничены.
Самое важное это то, что данный законопроект противоречит базовым положениям Конституции РФ, в частности:
- ст. 30, закрепляющей «право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
- ст. 34, закрепившей, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
- ст.37, о правесвободного выбора рода деятельности, профессии и возможности распоряжаться своими способностями к труду.
- ст.55, отражающая, чтов Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Тем более, что все 4 указанных положения находятся в главе 2 Основного закона, которая регулирует основы правового статуса личности в Российской Федерации, и содержащиеся в ней положения не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Все вышеизложенное требует адекватного реагирования, посредством обращения непосредственного к главе государства о недопустимости вынесения в парламент проекта закона, не соответствующего положениям настоящей Конституции РФ, его преждевременности в сложившихся социально-экономических условиях.
Перепечатано с сайта: d-sokolov.nethouse.ru/articles