Обновлено, май 2019 г.
Служба судебных приставов.

кандидат юридических наук
В соответствии Федеральным законом "Об исполнительном производстве" "принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Таким образом, наделен указанным статусом один орган - Федеральная служба судебных приставов (ФССП), т.е. компетенция и полномочия судебных приставов таковы, что не имеют субститутов в рамках структур иных государственных органов. Предназначением принудительного исполнения является фактическая реализация предписания исполнительного документа в случае отказа (или бездействия) должника выполнить возложенные на него обязанности в рамках взыскания задолженности.
За рубежом широко распространена практика взыскания долгов с помощью так называемых коллекторских агентств (от англ. сollect – собирать).
Организациям в США, Израиле на договорной основе передают даже права взыскания налоговых и таможенных задолженностей. В России подобные структуры стали создаваться сравнительно недавно. В этой статье будут рассмотрены вопросы, связанные с их деятельностью. Это может быть интересно как кредиторам, так и должникам, тем более рынок данных услуг региона (Липецкая область) отражает на основании проведенного исследования потребность, в первую очередь предпринимательских структур, к вступлению в договорные отношения с коллекторскими организациями (на момент написании статьи выявлены пять организаций в уставы которых включены подобные положения).
Еще несколько лет назад слова «взыскание» и «долги» прочно ассоциировались с рэкетом и криминальными группами, сегодня под ними подразумевается легальная деятельность взыскания задолженности в рамках действующего законодательства, направленная на обеспечение добровольного и надлежащего исполнения должником взятых на себя обязательств. Зачастую организации, оказывающей услуги большому количеству клиентов (например, банкам, компаниям сотовой связи и пр.), не выгодно нести затраты по взысканию собственными силами многочисленных мелких долгов. Проще передать эту головную боль специализированномуколлекторскому агентству.Основным видом его деятельности являются услуги по взысканию долгов как с физических, так и с юридических лиц.
Законность судебных приставов.
Рассматриваемый вид деятельности основан на том, что и явилось одной из основных причин необходимости начала реформы исполнительного производства: неэффективности деятельности судебных приставов, их частой неспособности действительно обеспечить исполнение судебного акта или акта иного органа. Именно на основе плохого материально-технического обеспечения, отсутствия специальных знаний и широкой некомпетентности возник своеобразный рынок посреднических услуг коллекторских агентств, функция которых состоит в просвещении представителей службы судебных приставов-исполнителей о порядке и способе осуществления их собственных обязанностей, порядке действий и иной информационной поддержке. В качестве приоритетного вида деятельности коллекторских агентств можно указать действия, направленные на добровольное погашение должником просроченной задолженности. Также в комплекс оказываемых ими услуг включаются судебное взыскание задолженности (формирование и направление в суд исковых заявлений, судебных приказов, представление в суде интересов клиента) и взаимодействие с судебными приставами на стадии исполнительного производства.
Методы работы приставов.
Естественно, учитывая характер деятельности, особенности предмета деятельности и исторические предпосылки появления коллекторства, здесь остается достаточно большой простор для злоупотребления и применения не правовых методов работы, когда вместо консультирования кредитора или пристава используется самостоятельное получение долга за счет вымогательства и угроз, однако указанный случай выходит за рамки исполнительного производства и находится в пределах уголовно-правового регулирования, поэтому рассмотрению в рамках настоящей работы он не подлежит. На основе недоверия к коллекторству и принятия его многими как преступной деятельности стали создаваться так называемые антиколлекторские агентства, специализирующиеся на оказании помощи должникам по укрытию имущества от взыскания, что фактически представляет собой своеобразный механизм оптимизации деятельности по неуплате законного долгового обязательства, который уже прочно и наверняка выходит за рамки закона, поскольку нарушает право кредитора получить причитающееся ему по заключенному договору.
Считается, что с коллекторством необходимо бороться, однако в настоящее время законных предпосылок к тому, чтобы запрещать консалтинг или сбор долговых обязательств не существует, да и то непростое положение в сфере исполнительного производства, которое сложилось к настоящему моменту, только улучшается в силу наличия участников, не претендующих на замену собой функционирующих государственных структур, но отличающихся профессионализмом, т.е. возникает своего рода симбиоз. В свою очередь, антиколлекторы, защищая интересы должника и оберегая его от незаконных методов воздействия, нарушают законодательство, скрывая имущество, на которое может быть наложено взыскание, и фактически принимая на себя функции государства.
Отношения между кредитором и коллекторским агентством оформляются, как правило, агентским договором, договором поручения, согласно которым коллектор выступает от имени кредитора. Также возможно заключение договора возмездного оказания услуг. В договор коллекторские агентства стараются не включать положений, гарантирующих возврат долга в полном объеме до обращения в суд. В договоре может быть указано, например, что коллекторская организация обязуется осуществлять действия, направленные на «максимальное уменьшение задолженности» перед клиентом.
Кредиторы, в первую очередь организации, со своей стороны стараются указать в договоре перечень методов, которыми пользуется коллектор при взыскании долга, и его ответственность за причинение ущерба их репутации, если методы работы коллектора выйдут за рамки закона. Вознаграждение за услуги коллекторских агентств определяется в процентах от суммы долгов. Коллекторской организации может быть предоставлено право заключать с должниками соглашения о порядке погашения задолженности, осуществлять контроль за соблюдением графиков ее погашения, получать от должников денежные средства и иное имущество в счет погашения задолженности для последующей передачи кредитору. Часто на практике в договоры с коллекторскими агентствами включаются положения о том, что кредиторы не вправе самостоятельно принимать какие-либо меры по взысканию долгов (заключать соглашения об отступном, новации, предоставлять рассрочку и т. д.). Реже между кредитором, как правило юридическим лицом, и коллекторской организацией, заключается договор цессии, в соответствии с которым все права первоначального кредитора, в том числе право требования возврата долга, переходят к новому кредитору – коллекторскому агентству, которое в свою очередь выплачивает первоначальному кредитору вознаграждение. К сожалению, нередки ситуации, когда сотрудники коллекторских организаций прибегают к давлению на должников, расписывая им возможные негативные последствия не возврата долга вплоть до лишения всего имущества должника, его родственников и т. п. Бесспорно, долги нужно возвращать, но методы их взыскания должны быть правовыми и не выходить за рамки этики и морали. Для того чтобы определить, действуют ли коллекторы в рамках закона, должнику нужно знать основные положения о порядке взыскания долгов. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Проблемы взыскания долгов.
Коллекторы действуют исключительно на диспозитивных началах - взыскатель сам обращается к ним, соглашаясь оплачивать подобные "консалтинговые услуги". К сожалению, существование коллекторов является точным индикатором низкого уровня профессиональной подготовки государственных служащих и неспособности государства отстоять интересы своих граждан по возврату долгов, законность которых само же и доказало ранее. Наличие системы таких коммерческих образований также подтверждает необходимость продолжения осуществления реформирования исполнительного производства, во многом обосновывает и потребность в новом нормативном регулировании деятельности органа принудительного исполнения, которую может удовлетворить пока еще находящийся в законотворческой разработке Исполнительный кодекс РФ.
Звоните прямо сейчас по тел. (4742) 717-038, 8-920-513-10-41.
Юристы компании «СОКОЛОВ и ПАРТНЁРЫ» помогут вернуть долги и защитить от незаконных действий коллекторов.
Перепечатано с сайта: d-sokolov.nethouse.ru/articles