Проблемы взыскания задолженности в условиях кризиса

Дмитрий Викторович Соколов,
кандидат юридических наук

 

 

Взыскание долгов в судеВ соответствии Федеральным законом "Об исполнительном производстве" "принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов". Таким образом, наделен указанным статусом один орган - Федеральная служба судебных приставов (ФССП), т.е. компетенция и полномочия судебных приставов таковы, что не имеют субститутов в рамках структур иных государственных органов. Предназначением принудительного исполнения является фактическая реализация предписания исполнительного документа в случае отказа (или бездействия) должника выполнить возложенные на него обязанности в рамках взыскания задолженности.

За рубежом широко распространена практика взыскания долгов с помощью так называемых коллекторских агентств (от англ. сollect – собирать).
Организациям в США, Израиле на договорной основе передают даже права взыскания налоговых и таможенных задолженностей. В России подобные структуры стали создаваться сравнительно недавно. В этой статье будут рассмотрены вопросы, связанные с их деятельностью. Это может быть интересно как кредиторам, так и должникам, тем более рынок данных услуг региона (Липецкая область) отражает на основании проведенного исследования потребность, в первую очередь предпринимательских структур, к вступлению в договорные отношения с коллекторскими организациями (на момент написании статьи выявлены пять организаций в уставы которых включены подобные положения).

Еще несколько лет назад слова «взыскание» и «долги» прочно ассоциировались с рэкетом и криминальными группами, сегодня под ними подразумевается легальная деятельность взыскания задолженности в рамках действующего законодательства, направленная на обеспечение добровольного и надлежащего исполнения должником взятых на себя обязательств. Зачастую организации, оказывающей услуги большому количеству клиентов (например, банкам, компаниям сотовой связи и пр.), не выгодно нести затраты по взысканию собственными силами многочисленных мелких долгов. Проще передать эту головную боль специализированномуколлекторскому агентству.Основным видом его деятельности являются услуги по взысканию долгов как с физических, так и с юридических лиц.

Закона, регулирующего деятельность коллекторских организаций и регламентирующего процедуру взыскания ими задолженности, нет. В своей работе коллекторские агентства руководствуются Гражданским кодексом РФ, нормами процессуального законодательства (АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ), Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ.Деятельность коллекторских агентств не имеет никакого отношения к деятельности судебных приставов. Служба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.Таким образом, как уже было отмечено, коллекторство является институтом "юридического сопровождения бизнеса", как утверждают сами представители рассматриваемого вида деятельности. Одновременно необходимо отметить, что коллекторство не является тождественным явлению частных приставов, которые, не являясь уполномоченными государственными исполнительными органами, заменяют их и осуществляют взыскание самостоятельно в соответствии с договоренностью, достигнутой с клиентом. Коллекторы не осуществляют самостоятельного взыскания, а на основе предоставленных документов (кредитного договора, документа, подтверждающего выдачу кредита, документов о регистрации юридического лица должника и кредитора) собирают информацию (в том числе из открытых источников, например социальных сетей Интернета) и консультируют кредитора или судебных приставов-исполнителей о правовых методах взыскания задолженности.

Рассматриваемый вид деятельности основан на том, что и явилось одной из основных причин необходимости начала реформы исполнительного производства: неэффективности деятельности судебных приставов, их частой неспособности действительно обеспечить исполнение судебного акта или акта иного органа. Именно на основе плохого материально-технического обеспечения, отсутствия специальных знаний и широкой некомпетентности возник своеобразный рынок посреднических услуг коллекторских агентств, функция которых состоит в просвещении представителей службы судебных приставов-исполнителей о порядке и способе осуществления их собственных обязанностей, порядке действий и иной информационной поддержке. В качестве приоритетного вида деятельности коллекторских агентств можно указать действия, направленные на добровольное погашение должником просроченной задолженности. Также в комплекс оказываемых ими услуг включаются судебное взыскание задолженности (оформление и направление в суд исковых заявлений, судебных приказов, представление в суде интересов клиента) и взаимодействие с судебными приставами на стадии исполнительного производства.

В рамках до судебного взыскания долгов коллекторские агентства направляют в адрес должников письменные уведомления и претензии о необходимости погашения долга, ведут телефонные переговоры с ними, информируют о неблагоприятных последствиях неисполнения обязательств, проводят личные встречи. К коллекторам обращается непосредственно сам взыскатель при обнаружении трудностей исполнения решения органа, выдавшего исполнительный документ, до или после возбуждения исполнительного производства, поскольку сам взыскатель может знать о степени сложности осуществления взыскания с определенного должника или столкнуться с неспособностью пристава-исполнителя осуществить взыскание при наличии правовой возможности. Сами коллекторы должны обладать качественной юридической подготовкой и информационными ресурсами, позволяющими осуществлять деятельность по разъяснению порядка действий при осуществлении взыскания самому взыскателю или приставу-исполнителю. Подобные агентства, формируясь в кадровом отношении за счет вышедших в отставку сотрудников Службы судебных приставов, оперативных и аналитических подразделений правоохранительных органов, берут на себя функции по отысканию имущества должника, к которому возможно применение мер принудительного исполнения, предусмотренных законодательством при осуществлении своих полномочий приставом-исполнителем.

Естественно, учитывая характер деятельности, особенности предмета деятельности и исторические предпосылки появления коллекторства, здесь остается достаточно большой простор для злоупотребления и применения не правовых методов работы, когда вместо консультирования кредитора или пристава используется самостоятельное получение долга за счет вымогательства и угроз, однако указанный случай выходит за рамки исполнительного производства и находится в пределах уголовно-правового регулирования, поэтому рассмотрению в рамках настоящей работы он не подлежит. На основе недоверия к коллекторству и принятия его многими как преступной деятельности стали создаваться так называемые антиколлекторские агентства, специализирующиеся на оказании помощи должникам по укрытию имущества от взыскания, что фактически представляет собой своеобразный механизм оптимизации деятельности по неуплате законного долгового обязательства, который уже прочно и наверняка выходит за рамки закона, поскольку нарушает право кредитора получить причитающееся ему по заключенному договору.

Считается, что с коллекторством необходимо бороться, однако в настоящее время законных предпосылок к тому, чтобы запрещать консалтинг или сбор долговых обязательств не существует, да и то непростое положение в сфере исполнительного производства, которое сложилось к настоящему моменту, только улучшается в силу наличия участников, не претендующих на замену собой функционирующих государственных структур, но отличающихся профессионализмом, т.е. возникает своего рода симбиоз. В свою очередь, антиколлекторы, защищая интересы должника и оберегая его от незаконных методов воздействия, нарушают законодательство, скрывая имущество, на которое может быть наложено взыскание, и фактически принимая на себя функции государства.

Отношения между кредитором и коллекторским агентством оформляются, как правило, агентским договором, договором поручения, согласно которым коллектор выступает от имени кредитора. Также возможно заключение договора возмездного оказания услуг. В договор коллекторские агентства стараются не включать положений, гарантирующих возврат долга в полном объеме до обращения в суд. В договоре может быть указано, например, что коллекторская организация обязуется осуществлять действия, направленные на «максимальное уменьшение задолженности» перед клиентом.

Кредиторы, в первую очередь организации, со своей стороны стараются указать в договоре перечень методов, которыми пользуется коллектор при взыскании долга, и его ответственность за причинение ущерба их репутации, если методы работы коллектора выйдут за рамки закона. Вознаграждение за услуги коллекторских агентств определяется в процентах от суммы долгов. Коллекторской организации может быть предоставлено право заключать с должниками соглашения о порядке погашения задолженности, осуществлять контроль за соблюдением графиков ее погашения, получать от должников денежные средства и иное имущество в счет погашения задолженности для последующей передачи кредитору. Часто на практике в договоры с коллекторскими агентствами включаются положения о том, что кредиторы не вправе самостоятельно принимать какие-либо меры по взысканию долгов (заключать соглашения об отступном, новации, предоставлять рассрочку и т. д.). Реже между кредитором, как правило юридическим лицом, и коллекторской организацией, заключается договор цессии, в соответствии с которым все права первоначального кредитора, в том числе право требования возврата долга, переходят к новому кредитору – коллекторскому агентству, которое в свою очередь выплачивает первоначальному кредитору вознаграждение. К сожалению, нередки ситуации, когда сотрудники коллекторских организаций прибегают к давлению на должников, расписывая им возможные негативные последствия не возврата долга вплоть до лишения всего имущества должника, его родственников и т. п. Бесспорно, долги нужно возвращать, но методы их взыскания должны быть правовыми и не выходить за рамки этики и морали. Для того чтобы определить, действуют ли коллекторы в рамках закона, должнику нужно знать основные положения о порядке взыскания долгов. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перед государством в настоящий момент должен стоять вопрос о моральной допустимости повышения качества работы собственных органов за счет граждан даже не посредством налогов, а с помощью полностью коммерческих организаций, ставших посредниками между судебными приставами-исполнителями и самими гражданами, наделенными законными правами на получение денежных сумм или иного имущества в соответствии с заключенными договорами. Не приведет ли это к ситуации коррупционной схемы, когда пристав-исполнитель в своей работе будет опираться на деятельность подобных посредников, услуги которых ненавязчиво будут предлагаться взыскателям? Не явится ли это основанием искусственного ,создания ситуации, когда в результате такого «альтернативного исполнения» полностью будет обрушено доверие граждан не только к Федеральной службе судебных приставов, чье материально-техническое и кадровое обеспечение и затраты растут год от года в прогрессии за счет российских налогоплательщиков, но и к государству и судебной системе в частности? Отчасти это сказывается и на отношении граждан и хозяйствующих субъектов к судам, так как фактическое неисполнение судебных решений, либо исполнение любой ценой, посредством обращения к услугам криминальных структур действующих «под крышей» консалтинговых, охранных, детективных агентств, существенно снижает социальную ценность судебных актов, и правовую составляющую роли государства в процессе исполнения.

Коллекторы действуют исключительно на диспозитивных началах - взыскатель сам обращается к ним, соглашаясь оплачивать подобные "консалтинговые услуги". К сожалению, существование коллекторов является точным индикатором низкого уровня профессиональной подготовки государственных служащих и неспособности государства отстоять интересы своих граждан по возврату долгов, законность которых само же и доказало ранее. Наличие системы таких коммерческих образований также подтверждает необходимость продолжения осуществления реформирования исполнительного производства, во многом обосновывает и потребность в новом нормативном регулировании деятельности органа принудительного исполнения, которую может удовлетворить пока еще находящийся в законотворческой разработке Исполнительный кодекс РФ.

Перепечатано с сайта: d-sokolov.nethouse.ru/articles

Письмо юристам

Контакты

г. ЛИПЕЦК
ул. Плеханова,
д. 3, оф. 103
(4742)-717-038
pravo48@mail.ru

 

ВРЕМЯ РАБОТЫ
Пон. - Пятн. 9.00 - 19.00
Суб. - Воскр.   выходной.
г. ЛИПЕЦК
ул. Желябова,
д. 2, оф. 218
(4742)-717-038
pravo48@mail.ru

 

ВРЕМЯ РАБОТЫ
Пон. - Пятн. 9.00 - 19.00
Суб. - Воскр.   выходной.
г. ВОРОНЕЖ
пр. Московский,
д. 53, оф. 703
8-920-513-10-41
pravo48@mail.ru

 

ВРЕМЯ РАБОТЫ
Пон. - Пятн. 9.00 - 19.00
Суб. - Воскр.   выходной.